PRUTENA

Интервью с Count Ash (MOON FAR AWAY)

Как тебе нынешний приезд в Кенигсберг? Как тебе город, как Prutena?

Город всегда замечательный, ты сам это знаешь. Первая поездка МFA после недавнего начала концертных выступлений, - наверное тоже является каким-то знаком, - первый концерт был в Архангельске, второй концерт - в Кенигсберге. Это важно, это действительно определенный знак. Потому что я считаю, что Romowe Rikoito, эта готическая не тусовка даже, а община, которая здесь существует, это наверное наиболее близкая к нам часть окологотической русской публики вообще, и в том числе людей которые сами занимаются творчеством. Romowe Rikoito одна из самых близких для нас групп, - может быть вообще самая близкая по духу.
А концерт - я уже говорил о том, что такие фестивали устраивать это в хорошем смысле роскошь, когда люди могут создать какую-то акцию не претендуя на обязательные сборы народа, - ведь правильно понять подобные вещи могут
далеко не многие. Роскошь потому, что люди себе могут такое позволить, - взять и для своих ближайших друзей, для людей которых ты действительно уважаешь и хочешь, чтобы они присутствовали на таком концерте, - ты можешь их собрать и не у себя дома, а в таком городе как Кенигсберг и не в обычное время, а ночью и не в обычном месте а на форте Штайн. Все это без сомнения просто здорово!

Ты употребляешь термин готический.
А что вообще для тебя входит в это понятие?

Ну, мы об этом говорили очень много, о том, что в нашем понимании готика - это современное проявление европейского мистического культурного и музыкального сознания, т.е. это нечто, что в наше время призвано или быть может само по себе пытается заменить ту утраченную культурную среду, тот утраченный духовный культурный контекст, который существовал всегда и который полностью был заменен в 18-м веке светским искусством. Изначально искусство несло ценности ритуала, сакрального действа, способа активизировать и направлять мистические переживания, и потом началось тотальное разделение его функций. Появились самые различные его виды, в которых не было и части изначальной наполненности, и в конце 18 века искусство окончательно стало “мирским”, что конечно очень плохо для музыки, как для самого сакрального и самого уникального из всех видов творческой деятельности человека, в музыке это особенно чувствуется. Я считаю, что готика в силу определенных причин стала той культурной средой, в которой современный европейский человек способен себя выразить вот именно в этом плане, потому что такая потребность есть, а реальной сферы проявления этого не существует, даже большинство профессиональных коллективов, которые занимаются т.н. называемой религиозной музыкой, также этим запросам не соответствуют. А готика, - в данной культуре человек может выразить все это, - кто-то практически бессознательно, а кто-то сознательно воплощая свою тягу именно к религиозной самореализации.

Готика - это не готик-рок и не клубная готическая музыка,
а нечто совсем иное, ведь так?

Все что ты перечислил, тоже имеет отношение к готике, но это как бы самая вершина айсберга, то есть то, с чего человек начинает прикосновение к этой субкультуре, - может быть, это бессознательная тяга к какому-то мрачному антуражу, сначала на уровне одежды, черных чулочков и прочего, потом это может естественно перейти - или не перейти – во что-то более определенное, и одна из черт этого всего - нео-фолк, вернее, то, что так называют. Я действительно не думаю, что группы типа Current 93 или Death In June имеют очень много от фолка, это определенный штамп естественно, от подлинного фолклора там действительно очень немного, - если мы будем говорить абстрагируясь от общепринятых в современной музыкальной журналистике системе понятий и ярлыков. Kulgrinda, которые выступали на “Прутене” - это естественно фольклорный коллектив, он к готике не имеет прямого отношения, но в этой среде, - фестиваль “Прутена” очень географически обусловлен, а Kulgrinda ставят подобные вещи, - это очень хорошо смотрится.

Что произвело на тебя наиболее сильное впечатление на Pruten'e?

Конечно, мне очень понравилось место. Не могу сказать, что оно очень хорошо подходит к подобным действам, но наверное, это было самое первое впечатление когда я там появился. Когда это все заканчивалось, ощущения были уже совершенно другие… Нам действительно было там очень хорошо. Мне очень понравился звук, вся эта организация была сделана на высоком уровне и, опять же, из того, что я знаю, я не думаю что в нашем многонациональном Отечестве есть еще подобные прецеденты, - когда устраиваются такие акции, опять же, не с привлечением толп народа, руководствуясь вполне понятным желанием сделать деньги, а вот именно подобное “камерное” мероприятие.

Ты говорил о смерти европейского сакрального искусства в конце 18-века. Как ты считаешь, единственная ли возможная альтернатива - неофолк и готика, ведь в начале 20 века и после появилось множество жанров, художественных методов, стилей, которые пытаются возродить эту культуру, вдохнуть в нее витальную силу – модернизм, импрессионизм… как ты относишься к подобным видам искусства?

Модернизм и импрессионизм - это культура упадка, трогательного - и трагичного - разложения, болезненного, - хотя и искреннего, - поиска выхода из тупика. Готика же это возвращение к изначальной ритуальности того времени, когда Европа была молодой и здоровой, причем в любой форме этой ритуальности в любой ее форме, будь то классическая музыка – Пёрсел или григорианские хоралы, чему мы безусловно отдаем должное в нашем творчестве - до каких-то более современных духовных произведений, отвечающих традиционным канонам. Наверное, это не единственный путь, но если мы живем европейскими ценностями, то наверное в Европе раньше это делалось с упором на те же культурные ценности.
Естественно, мы не касаемся чистой восточной традиции. Восточные влияния, те, что есть в музыке Ataraxia, Mila Mar и Dead Can Dance, это естественно, потому что Европа и Восток реально и продуктивно соприкасались на определенном этапе своего развития, и естественно были заимствования и взаимовлияния, но восточная культура в чистом виде принципиально иная, и поэтому восточная духовная культура, в принципе, к готике отношения не имеет. Это попытка вспомнить ценности европейского человека, чем он раньше жил и конечно попытка опять же бессознательная, - это не реконструкция, это попытка как бы попытка заглянуть в себя, европейский человек забывает при этом тотально насаждаемую СМИ интеркультурную жвачку, вспоминает какие-то самые глубинные вещи, - вот на этом уровне. Конечно, результат всего этого конечно нельзя поставить в музей и написать: вот так выглядела духовная музыка тысячу лет назад, и все-таки…

Но, между тем, ты, бесспорно, изучал произведения европейских поэтов, и в творчестве MFA, в лирике очевидно влияние различных национальных поэтических традиций. Можешь ли ты назвать какую-либо из них, что повлияла на твои песни больше, нежели остальные?

Я не могу назвать такую традицию, потому что в любой традиции есть свои взлеты и падения. Естественно, я могу вычленять произведения, которые мне нравятся практически из любой традиции и как-то их переосмысливать в своем творчестве, поэтому я этим и занимаюсь. Я в этом плане свободный человек. Мы в последнее время сознательно много уделяем внимания остаткам того культурного контекста, в котором живем здесь, на русским Севере России – поморской традиции, именно той ее части, которая не тронута исследователями, интерпретаторами, фольклористами, и пытаемся накладывать их на нашу музыку. То есть происходит это таким образом: поморские песни которые мы исполняем и записываем, их вокальная часть, то что до нас дошло (не инструментальная естественно – этого просто нет) их распевки, их манера исполнения - они не меняются абсолютно, мы подкладываем под них свой музыкальный контекст, который мы считаем важным и показательным в этом как бы, т.е. сам материал не меняется - меняется его бэкграунд, его подкладка, то что его окружает. Потому что наверно мы не знаем, каким бы образом исполнялся этот материал тысячу лет назад при тех же что и сейчас технических возможностях. Мы считаем, что со своей колокольни имеем право давать такую интерпретацию, не меняя изначальный аутентичный текст, но окрашивая его в те краски, которые он мог бы иметь в идеале.

Когда ты почувствовал, что MFA могут выступать в живую с концертами?

Во-первых, с самого начала у MFA была масса предложений о концертной деятельности, - таким образом, не имея концертной программы, мы упустили массу очень хороших предложений, в том числе и из-за границы. Потом были причины творческого характера, это связывалось и с составом группы, и с определенными навыками, которых просто не было, потому что в том, чтобы играть живьем есть своя определенная специфика. Когда-то это прошло, и мы решили, что по крайней мере попробовать стоит, создать прецендент, мы посчитали что это не помешает тому мифу, который вокруг нас есть, и я думаю, что сейчас концертное проявление MFA не противоречит нашим записям, даже что-то дополнят к тому образу, которое создается в представлении человека, слушающего диски.

А мифологизация - насколько она для тебя важна?

Это очень важно, безусловно. И это было важно изначально, когда мы отказались от появления наших лиц в прессе и на дисках, появления всяких сведений о нашей обычной жизни, потому что мы считаем что это не нужно. Когда человек слушает музыку, ему по большому счету не должно быть важно, с кем, к примеру, этот музыкант живет, чем он занимается в жизни, чем он зарабатывает на жизнь, какой марки пиво он предпочитает и так далее. Музыка - это изначально миф, это самое абстрактное, и поэтому самое величайшее из искусств. Все что касается других проявлений жизни Творца может просто очень сильно помешать. Может и помочь, но обычно это мешает.

Ваши концертные костюмы - ты как-то участвовал в их создании?
Есть ли у тебя по поводу этого какая-то своя теория
?

Ну, концертные костюмы - они очень простые, именно своей отсылкой к какому-то пра-состоянию. Они выбран скорее всего именно из-за этой отсылки. Это нечто очень усредненное, в принципе это самая простая форма, которую может иметь одежда вообще. Маски - это опять же отсылки к безличности Творца. Ну, об этом можно долго говорить, существует масса, и в том числе современных, исследований на эту тему. И опять же, человек, который занимается творчеством, выходит за границы собственной личности, - он является медиатором, ретранслятором определенных идей, но это далеко не всегда является отражением его личности.

Таким образом, ты упоминаешь некоторые современные идеи, и одна из самых современных, которые ты упомянул, это идея интертекстуального пространства. “Творец изначально безличен, он – Scriptor, пишущий”. По-твоему, действительно ли это так или все-таки личностое начало имеет некое значение?

Да, идея интертекстов, или гипертекстов, это очень важная идея. Как бы мы не отрицали ценности и принципы постмодернизма в нашей жизни, мы существуем в этом контексте, и мы можем принимать его либо не принимать, но мы в этом существуем, и так наверное и есть. Искусство во всех своих проявлениях - это гипертекст изначально, мы можем говорить, например, о том, что фабулы романов и стихотворений изначально ограничены, быстро исчерпаемы, но ваша интерпретация и сознательное перекликание с другими авторами – это всегда прекрасно, и тем лучше для слушателя, если он понимает эти отсылки, эти реминисценции. Наверное, это так. В этом плане я считаю, что это важно, т.е. опять же я не говорю, что я человек, живущий исключительно традиционными ценностями, я принимаю и интересуюсь очень многими современными вещами, которые трактуют древность в своем понимании, которые пытаются эту древность понять или по крайней мере интерпретировать, не претендуя на истинность.

Можно ли сказать, что Dead Can Dance являются вашими учителями?

Учителями в каком плане? Есть определенный род культурных достижений, у которых есть очень важная функция. С одной стороны, они как-бы лежат на поверхности, и относительно доступны хотя бы из-за степени своей раскрученности, с другой стороны, они способны затянуть человека в глубину и дать прикоснуться к подлинным ценностям. Dead Can Dance в этом плане очень важны для всей готической субкультуры. Они профессионалы, они очень духовно развитые люди.

И наверное они были такими проводниками, которые во все это нас затянули. Да, наверное учителя.

Ваши концертные маски, на мой взгляд, есть реминисценция на одеяния врачей периода Европейской Чумы, действительно ли это имеет место?

Сознательно нет. Мы хотели этими масками как раз создать образ не совсем человеческого существа, существа, которое в себе соединяет черты птицы, животного, человека и чего-то высшего. Никаких врачебных масок… Мы как раз в этом плане модернизмом, тем, что прославляет культ плоти и всех подобных вещей, не слишком интересуемся, вернее, все это прошло, как у каждого в определенный “радикальный” период жизни, когда ему хочется грязи и всего подобного. Наверное это так.

Можно ли сказать, что MFA - религиозная группа?

Да.

Каким вы видите своего слушателя?

Мы не видим наших слушателей, когда мы выступаем. Когда мы сходим со сцены, иногда нам крайне удивительно видеть людей, которые пришли на концерт, потому что люди действительно очень разные. Но когда мы выступаем, мы их не видим.

Чувствуете ли вы вашу аудиторию, или это для вас одна масса, чувствуете ли вы множество индивидуальностей, слушающих вашу музыку?

Я считаю, что аудитория должна настраиваться на исполнителя, а не наоборот. Мы опять же позволяем себе подобную роскошь, потому что мы не принадлежим к той музыке, что должна чутко улавливать требования аудитории, - ведь что она бывает разной и не всегда это вполне объективно.

Несколько слов о новых вещах с Romowe Rikoito?

Действительно, некоторое время назад мы записали несколько новых вещей, в стилистике, очень близкой традиционному дарк-фолку, эти вещи были записаны в Архангельске и представляют из себя некий костяк из гитар и голосов. В идеале эти композиции будут оркестрованы музыкантами Romowe Rikoito, и в результате что-то войдет в их новый альбом, а что-то – в наш. Таким образом, наша давняя идея о совместном проекте получит свое достойное воплощение. И я очень рад в этом плане, что мы на “Прутене” исполнили одну из этих новых вещей, “Blueberry Song”, вместе с Анной из Romowe, хотя даже возможности толком отрепетировать ее практически не было. Тем не менее, я очень доволен самим этим фактом, да и зрители отреагировали на все достаточно бурно, не так ли?

Последний и традиционный вопрос: 
когда же появится новый долгожданный альбом MFA? Будет ли он фолковым?

Ничего конкретного сказать не могу, даже если это произойдет через месяц. В работе два альбома, какой из них будет завершен и выйдет раньше, я даже сейчас не знаю, Один из них полностью основан на беломорском фольклоре, но он не будет от этого менее электронным, - может в нем будет чуть больше других звуков. Но живых инструментов будет однозначно больше на обоих.

MOON FAR AWAY:
http://dark.gothic.ru/mfa
e-mail: moonfar@bk.ru

Кенигсберг, Пруссия
5 мая 2002 года
интервью взяли 
Wolfsblood & Wolffanger

 

назад